Юные финансисты

         Программа составлена для организации работы с детьми старшей и подготовительной групп дошкольного возраста. Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, игры, игровой, проблемной ситуации, разработанной А. Шатовой.

        Принципы программы: учет возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников; их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности; комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания.

         В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность,   рациональность, деловитость, трудолюбие.

         Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

          Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

         При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи. Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.

            Цель Программы: помочь детям пяти – семи лет войти в социально-экономическую  жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

             Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы:

 В процессе  нравственно - трудового  и экономического воспитания дети  начинают   осознавать смысл таких базисных качеств деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Экономическое   воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно  ставит цели, близкие  и нужные каждому человеку, его семье, окружению.Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни и своей семьи, страны, человека способного разбираться  как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения.

В результате освоения  Программы дети:

  • адекватно  употребляют в играх, занятиях, общении       со сверстниками и взрослыми знакомые    экономические понятия (в соответствии используемой программой);
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин,  ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способ воздействия;
  • адекватно  ведут себя  в окружающем предметном,  вещном мире, в природном окружении;
  •  любят трудиться, делать полезные предметы для себя  и других;
  • бережно, рационально,  экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых   (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
  • замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
  • объясняют различие понятий благополучия,  счастья и достатка;
  • проявляют  сочувствие к другим  в сложных ситуациях;
  • переживают случаи порчи,  ломки вещей, игрушек;
  • сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным,  пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют  необходимость оказания помощи  другим людям.

Программа занятий

  Программа кружка «Юные финансисты» рассчитана на детей 5-7 лет.  Сроки реализации программы – 2 года.

       Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)

       Второй год обучения – дети 6-7 лет (подготовительная группа)

      Режим работы кружка - 1 раз в неделю.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд - продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки привычки в быту».
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie