Юные экологи родного края
Программа «Юные экологи родного края» составлена для организации работы с детьми старшей и подготовительной групп дошкольного возраста, разработана в соответствии с ФГОС ДО и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность. Поэтому первое знакомство с миром природы, с ее обитателями можно провести в увлекательной для детей форме игры, загадок, сказок и викторин. Очень полезны для детей занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки). На таких занятиях дети учатся наблюдать за явлениями природы и их изменениями во времени. У детей развивается воображение, наблюдательность и внимание. Дети осваивают первые правила поведения в природе. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Особенностью рабочей программы является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента. Предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Цель программы:
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Смоленской области)
Общие задачи:
- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно
распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Интегрируемые образовательные области программы: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура»
Программа занятий
Программа кружка «Юные экологи родного края» рассчитана на детей 5-7 лет. Сроки реализации программы – 2 года.
Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)
Второй год обучения – дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Режим работы кружка - 1 раз в неделю.
Учебный план кружка «Юные экологи». Первый год обучения.
Старшая группа
Сентябрь. «Неживая природа осенью»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Я и природа» |
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина) «Что такое природа». «Природа - не природа», «Угадай, что в мешочке». |
«Наш – дом природа» |
Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения, воспитание любви к природе. |
«Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом» |
Октябрь. "Земля-кормилица наша"
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Хлеб – всему голова» |
Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?». «Кто больше назовет». |
«Зерновые культуры» |
Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. |
Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона |
«Почему зерно в землю сеют?» |
Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. |
Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. |
«Злаки родного края» |
Углубить знания детей о злаках родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. |
Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». |
Ноябрь. «Таинственное лесное царство»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Что мы сажаем, сажая леса?» |
Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. |
Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе |
«Удивительный лес. Кора дерева» |
Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. |
Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». |
«Что было бы, если…» |
Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. |
Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических |
«Растения и животные леса» |
Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. |
Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных |
Декабрь. «В царстве комнатных растений»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Комнатные растения в уголке природы» |
Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. |
Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». |
«Изучаем строение цветка» |
Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Рассматривание растений в уголке природы. |
«Что будет, если…» |
Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. |
Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». |
«Посадка комнатных растений» |
Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения |
Моделирование трудового процесса. |
Январь. «Загадочные явления в природе»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Что такое снег?» |
Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. |
Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. |
«Тайна воздушного пузырька» |
Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. |
Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) |
Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой |
Наблюдения в природе. |
Февраль. «Экология родного края»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Красная книга нашего региона» |
Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Смоленской области. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. |
Знакомство с Красной книгой Смоленской области |
«По заповедным местам природы Смоленской области» |
Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. |
«Город, в котором хотел бы я жить» «Твой город – твое здоровье» |
Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе. Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. |
Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. |
Март. «Царица – водица»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Путешествие по глобусу» |
Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. |
Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». |
«Свойства воды» |
Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. |
Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. |
«В гостях у жителей подводного царства» |
Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. |
Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» |
Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. |
Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Человек- верный сын природы» |
Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. |
Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. |
«Разработка экологических знаков» |
Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Экскурсия–путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». |
«Юные спасатели» |
Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. |
Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. |
«Сказка ложь, да в ней намек» |
Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. |
Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
Май. "В царстве лекарственных растений"
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» |
Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). |
«Удивительное рядом» |
Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. |
«Лесная аптека на страже человека» |
Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. |
Беседа о лекарственных травах. |
Учебный план кружка «Юные экологи». Второй год обучения.
Подготовительная группа
Сентябрь.
Тема |
Цели |
«Как вести себя в природе» |
Закреплять у детей знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. |
«Что нас окружает?» |
Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные НОД природой и человеком. |
Октябрь.
Тема |
Цели |
Подарки осени. |
Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление. |
Природа-чудесница. |
Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному. |
Мой край родной. |
«Край родной - заповедные места Смоленской области». Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Смоленской области, пробуждать желание побывать в этих местах. |
Путешествие в кладовую родного края. Лес |
Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей. |
Красная книга Смоленской области. |
Дать детям представление о Красной книге Смоленской области, раскрыть ее сущность. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. |
Ноябрь.
Тема |
Цели |
Хлеб. |
«Кто трудиться рад, тот хлебом будет богат!» Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей. |
Домашние и дикие птицы. |
«Пернатые друзья». Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей республике, об условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. |
Поздняя осень. Перелётные птицы. |
«Итоговая беседа об осени». Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
Домашние и дикие животные. |
«Сравнение диких и домашних животных». Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество |
Декабрь.
Тема |
Цели |
Зима. Зимующие птицы. |
«Покормите птиц зимой…»Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. |
Север. |
«Царство Снежной Королевы». Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь. |
«Солнце – источник тепла и света» |
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. |
Январь.
Тема |
Цели |
«Экологические цепочки» |
«Экологические цепочки». Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. |
«Человек. Кто это?» |
Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относиться к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. |
Здоровье. |
«Я живу без докторов…» Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. |
Февраль.
Тема |
Цели |
Водный мир и его жители. |
«Обитатели водоемов». Закрепить знания детей о представителях водного мира Тамбовской области, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных , имитировать их движения. |
«Кормилица- Земля!» |
Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности. |
Жители жарких стран. |
«Корабль пустыни». Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни; воспитывать бережное отношение к живой природе. |
Март.
Тема |
Цели |
Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. |
Раскрыть понятие «воздух»: свойства воздуха, роль воздуха в жизни человека. Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям. |
Мы – ветры |
Составить у детей представление о ветре (движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. |
Что мы знаем о воде? |
Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды (жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. |
Жизнь воды. Основные свойства воды. |
Выявить: свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); где встречается вода. |
Апрель.
Тема |
Цели |
Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе. |
Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать. |
Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой. |
Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека. |
Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком. |
Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. |
Взаимосвязи в природе. |
Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их. |
Май.
Тема |
Цели |
Десять заповедей друзей природы. |
Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. |
Нужны все на свете (Обобщение знаний) |
Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»