Маленькие почемучки
Содержанием работы кружка «Маленькие Почемучки»» - является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми проводятся несложные опыты с различными объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны объекта природы.
Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.
Планируемые результаты освоения программы:
Умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Имеет представление о неживой природе, как факторе жизни для всего живого.
Умение спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде.
Умение выслушивать инструкции и запоминать их.
Знает правила личной безопасности на занятиях.
Программа занятий
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации кружка – 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня 20 минут, 9 ч. в год.
Разделы программы |
Тема занятий |
Задачи занятий |
Материалы |
Результат освоения способов, знаний, умений детьми |
Сентябрь Вода |
«Волшебница-водица» |
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Иллюстрации, презентация. |
У детей формируется представление о воде, о круговороте воды в природе. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле. |
Свойства воды |
Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса; приобретает форму сосуда, в который её наливают) |
Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильный сахар); стаканчики для детей. Различные сосуды. |
||
Дождь в банке |
Продемонстрировать детям, каким образом происходит круговорот воды в природе |
3 литровая банка с горячей водой, закрытая крышкой, блюдце с кубиками льда. |
||
Октябрь Воздух |
Воздух – первое знакомство: вдох – выдох |
Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, |
Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека |
У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом |
Поиск воздуха |
Обнаружить воздух в окружающем пространстве |
Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка |
||
Прогулки невидимки |
Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом |
Цветная бумага, ножницы, нитки |
||
Воздух работает |
Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, мельницы и т.д.) |
Тазик с водой, бумажные парусники, вертушки- флюгеры |
||
Ноябрь Почва |
Знакомимся с песком и глиной |
Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. |
Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. |
У детей формируется представления о песке и глине как составляющих почву, их свойствах. Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты. |
Свойства песка и глины |
Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины |
На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки. |
||
Цветной песок |
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка |
Тарелочки с песком, цветные мелки, палочки |
||
Игры с песком |
Закрепить свойства песка в игровой форме |
Песок, емкости с водой, формочки, палочки |
||
Декабрь Магниты |
Волшебная рукавичка |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
Мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри |
У детей формируются представления о магните, его свойствах, как он действует и в каких целях человек может использовать магниты. |
Действие магнита на металл |
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств магнитов как притягивание металла. |
Магниты на каждого, коллекция металлов |
||
Фокусы с магнитом |
Познакомить детей с действием магнита через другие предметы |
Магниты на каждого (2 шт), мелкие металлические предметы, лист картона, фанеры. |
||
Игра «Рыбалка» |
В игровой форме закрепить у детей свойства магнитов |
Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками |
||
Январь Лёд |
«Вода превращается в лёд» |
Продемонстрировать детям как вода превращается в одно из своих агрегатных состояний - лёд |
Ёмкости с водой, целлофановые пакетики. |
У детей формируется представление о таком агрегатном состоянии воды, как лёд, его свойствах. Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
«Где быстрее?» |
Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед — вода, вода — лед). |
Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. |
||
«Замёрзнет или нет?» |
Выявить какие вещества замерзают, а какие нет |
Стаканчики с водой, подсолнечным маслом, молоком |
||
Февраль Материалы |
«Дерево Бумага» |
Узнавать предметы из дерева, определять его качественные характеристики Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная);формировать умение сравнивать свойства бумаги. |
Деревянные предметы, емкости с водой. |
У детей формируется представление о различных материалах, из которых сделаны предметы окружающего мира. Развиваются познавательные интересы о свойствах материалов посредством различных наблюдений и опытов. |
«Металл» |
Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики |
Металлические предметы, магниты, емкости с водой. |
||
«Резина Пластмасса» |
Узнавать вещи, изготовленные из резины, пластмасса; определять их качества и свойства |
Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; Пластмассовые стаканчики, вода. |
||
«Ткань» |
Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. |
Лоскутки различных видов тканей |
||
Март Лаборатория огородных наук |
«В маленьком семени прячется растение» |
Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. |
Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы. |
У детей формируются представления о царстве растений, условиях, необходимых для их роста. С помощью опытов и наблюдений дети учатся распознавать семена, как они перемещаются и созревают, развивают практические умения в посадке и выращивании гороха и лука в различных условиях. |
«Что нужно растениям для жизни?» |
Дать детям понятие о необходимости тепла, света и влаги для роста растений. |
Иллюстрации, презентация |
||
«Лабиринт» |
Установить, как растение ищет свет. |
Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. |
||
Посадим огород |
Провести опыт по проращиванию в различных условиях лука и гороха. |
Луковицы на каждого, стаканчики с водой и землёй. Лоток с землёй, горох, лейки, палочки для взрыхления. |
||
Апрель Свет |
«Свет повсюду» |
Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча, фонарик) |
Презентация, лампа, свеча, фонарик |
У детей формируются представления об источниках света, их видах. Формируются представления о свойствах солнечных лучей. Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
«Свет и тень» |
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы |
Лампа, белый экран, различные предметы |
||
«Поймаем солнечного зайчика» |
Дать понять, что отражение солнечных лучей возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
Зеркала на каждого ребёнка |
||
«Радуга – дуга» |
Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате |
Миска, зеркало, белый лист бумаги. |
||
Май Магические фокусы |
«Волшебный шарик» |
Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. |
Воздушный шарик, скотч, игла. |
У детей формируется представление, что и в домашних условиях можно экспериментировать. Формируется потребность в исследовательской деятельности. |
«Тайный похититель варенья» |
Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. |
Измельченный ножом карандашный грифель, листки бумаги |
||
«Естественная лупа» |
Показать способ увеличения мелких предметов без помощи лупы. |
Трёхлитровая банка, пищевая плёнка, набор мелких предметов |
||
Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний. |
Определение уровня знаний детей |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»