Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В учреждении оборудовано 6 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: приемная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной образовательной программы и ФГОС ДО.
В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования.
Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных центров (уголков) (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной и речевой.
Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг – другу.
Вид помещения Функциональное использование |
Оснащение |
Групповые комнаты |
«Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Центр сюжетно–ролевой игры», «Центр книги» «Центр конструирование» «Центр трудовой деятельности» «Центр музыкально-художественного творчества» «Центр развивающих игр» «Центр искусства» «Центр двигательной активности», "Зона здоровья" "Уголок природы" детская мебель для практической деятельности игровая мебель, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Семья», «Салон красоты», «Медсервис», «Автосервис» и др. мебель, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Семья», «Салонкрасоты», «Медсервис», «Автосервис» и др. конструкторы различных видов головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото, настольно-печатные игры, лото развивающие игры по математике, развитию речи, логики, речи, логики, различные виды театров, развивающие музейные пространства |
Спальные помещения |
- спальная мебель |
Раздевальные комнаты |
- информационный уголок для родителей |
Музыкальный зал |
- библиотека методической литературы, сборники нот |
Физкультурный зал |
- спортивный комплекс |
Медицинский блок |
- медицинские весы |
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МБДОУ детский сад "Солнышко" функционируют объекты для проведения практических занятий.
Наличие оборудованных библиотек
Отдельно выделенного помещения в МБДОУ детский сад "Солнышко" нет. Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете и в группах, где созданы микроцентры «Книжный уголок».
Библиотечный фонд представлен детской художественной и методической литературой по следующим разделам:
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Физическое развитие»
- «Игра»
- «Художественная литература»
- «Справочная и методическая литература»
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия.
- Произведения для детей: сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательная литература, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей, энциклопедии.
Руководство библиотекой осуществляет воспитатель, назначенный приказом по МБДОУ детский сад «Солнышко».
В группах созданы микроцентры «Книжный уголок», с целью формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию:
- Литературный стенд с оформлением (портрет писателя, иллюстрации к произведениям)
- Детская художественная литература (в соответствии с возрастом детей)
КАРТОТЕКА методических пособий и литературы с учетом образовательных областей
Наличие оборудованных объектов спорта
Для проведения утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений в ДОУ функционирует музыкально - спортивный зал.
В зале находится следующее спортивное оборудование:
· мячи различного диаметра, мячи фитболы;
· дуги для подлезания;
· наборы кеглей;
· обручи;
· скакалки детские;
· шнуры;
· скамейки для ходьбы, подтягивания;
· кольцеброс;
· шведская стенка для лазания;
· туннель;
· флажки, ленты;
· кольца;
· гимнастические палки;
· мешочки с грузом.
Совершенствование и закрепление двигательных навыков осуществляется в процессе индивидуальной работы с детьми. С этой целью в каждой возрастной группе оборудованы центры физического развития с необходимым набором спортивного инвентаря в соответствии с возрастом детей.
На территории ДОУ расположена спортивная площадка, которая содержит стационарное оборудование: стенка для лазания, мишени для бросания мяча.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Педагоги ДОУ в своей работе используют различные средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
- спортивное оборудование.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание аудиальной, кинестетической системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:
- оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
- содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Средства обучения и воспитания
Физическое развитие:
- обручи пластмассовые,
- палка деревянная гимнастическая,
- мячи разного диаметра,
- набор кеглей,
- кольцеброс,
- мешочки для равновесия,
- скакалки детские,
- канат для перетягивания,
- флажки разноцветные, ленты .
Познавательное развитие:
- наборы тематических предметных карточек,
- серии демонстрационных сюжетных тематических картин,
- домино с цветными изображениями ,
- шнуровки различного уровня сложности,
- игрушки-персонажи,
- наборы плоскостных геометрических фигур,
- мозаики с плоскостными элементами различных геометрических форм,
- дидактические игры,
- муляжи фруктов и овощей,
- пирамидки различной величины.
Речевое развитие:
- наборы предметных карточек по темам,
- наборы сюжетных карточек по темам,
- предметные игрушки-персонажи,
- комплекты детских книг по темам,
- иллюстрации к детской художественной литературе.
Художественно-эстетическое развитие:
- магнитная доска,
- мольберт,
- тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования,
- бумага для рисования,
- стаканчики, кисточки,
- карандаши простые, цветные,
- бумага цветная
- картон цветной, белый,
- пластилин,
- доски для работы с пластилином,
- комплекты cd-диско с музыкальными произведениями,
- наборы шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки),
- металлофон,
- комплекты костюмов театрализованной деятельности,
- шапочки для театрализованной деятельности,
- игрушки-персонажи,
- флажки разноцветные,
- куклы,
- мишура,
- напольный конструктор,
- наборы настольного конструктора.
Технические средства обучения
Экранно-звуковая аппаратура:
- пианино,
- музыкальный центр,
- телевизор.
Вспомогательные технические средства:
- цифровой видеопроектор,
- экран.
Носители информации:
- тематические презентации,
- цифровые музыкальные аудиозаписи,
- фонотека,
- видеотека.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МБДОУ детский сад «Солнышко».
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не предусмотрен для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
№п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Точка доступа к информационным системам и |
1 |
2 |
Договор об оказании услуг связи |
1 |
3 |
Адаптация официального сайта объекта для |
да |
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы, используемые педагогами при организации образовательного процесса:
Созданные самостоятельно: презентации, видеофильмы, слайды и т.д.
Медиатека:
1) Уроки тетушки Совы:
- Азбука безопасности на дороге. Детская обучающая программа
- Веселое новогоднее приключение. Где и как встречают Новый год. Детская обучающая программа
- Арифметика - малышка. Детская обучающая программа
- Мудрые сказки тётушки Совы: Маленькие сказки большого леса. Детская обучающая программа
2) Мультфильмы. «Ушастик и его друзья»
3) Киностудия «Союзмультфильм». Как лечить удава? Бабушка удава.
Зарядка для хвоста. 38 попугаев. А вдруг получится!..
4) Песенки для самых маленьких
5) Музыкальные сказки для детей
6) Корней Чуковский. Все сказки и стихи для детей
7) Методическое пособие с электронным приложением «Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях»
В детском саду имеется подписка на электронные версии "Система Образование" и "Система Методист детского сада", "Справочник руководителя дошкольного учрежедния".
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей